Практические заметки психолога

Центр практической психологии Ару-Ана


+7 702 525 38 57

Контейнирование

Автор: Татьяна Ивахницкая 665 просмотров
3 апреля 2018

Ребенок кричит в своей кроватке. Мама проверяет все возможные причины «страдания»
своего ребенка – сытый, сухой… в чем же дело? И что часто делает эмоционально
переполненная, уставшая мама? Кричит, ругается. В ответ, слез еще больше и ситуация
накаляется все сильнее. Стоп!
Я хочу рассказать вам об очень полезной способности родителей: «работать» контейнером
эмоций для своих детей.
Контейнирование — способность к выдерживанию различных видов психической
энергии: эмоций, напряжения.
Маленький ребенок еще не может сам справиться со своими сильными эмоциональными
переживаниями. Такими как гнев, разочарование, обида, отчаяние. Подобно тому, как он
не может выполнять взрослые обязанности, просто в силу своего возраста. Ведь мы часто
ждем, что ребёнок будет способен контролировать свои переживания сам. Будет сам
регулировать их. Управлять ими.
Справляться самому? Это нереально. В силу возраста, развития нервной системы и
эмоциональной сферы у ребенка нет возможности справиться с переживаниями
самостоятельно. Они его переполняют, как будто внутри него не хватает места, чтобы всё
это поместить в себе и переварить. Не помещаются в нём все эмоции! Так и вылезают в
виде разного негативного поведения: крика и плача, валяния на полу, истерики или даже
драки.
Способность переживать свои сильные чувства «по-взрослому» ребенок развивает
вместе со взрослым. Поэтому важно, чтобы у ребенка был такой взрослый, который
может взять на себя роль контейнера для размещения детских переживаний.
У каждой мамы случалась ситуация, когда ребенок требует именно сейчас «вот это!»
именно «это!» и больше ничего. Но в данный момент это невозможно, объяснить не
получается. Ему это очень важно! Что же может сделать мама?
Мать выполняет для ребенка «дезинтоксикацию» эмоций. Она их «поглощает»,
«переваривает» и возвращает ребенку в словесной форме: менее тревожной, более
рациональной, принимающей. Эмоция уже не кажется малышу такой интенсивной,
поглощающей и неуправляемой, если мама сама показывает пример самообладания и
спокойного отношения к эмоциям ребенка.
Контейнирование возможно, только тогда, когда в нас самих есть место для того, чтобы
принять, выдержать переживания другого человека и «переварить» их. То есть забрать у
него то, что он не может пережить в себе сам. Для этого мама сама должна иметь
хороший, эмоционально зрелый «контейнер» рядом с собой, например, мужа или подругу.
Вспомните ситуацию, когда вашему близкому человеку нужно было просто высказаться о
какой-то важной для них ситуации. И только после такой беседы они стали способны
анализировать, делать выводы и вообще спокойно об этом говорить. Что вы при этом
делали? Просто были рядом, слушали, что-то отвечали. То есть принимали и отдавали.
Так же можно и нужно вести себя с ребёнком.
Способность к контейнированию – это, если хотите, самая важная родительская
работа. У ребенка много неконтролируемых эмоций, переживаний, которые его

затапливают. Поэтому «Перестань сейчас же! Успокойся! Прекрати истерику! Не
кричи! Не переживай!» — не работают. Ребенку нужна другая помощь от мамы!
Мама начинает его контейнировать, озвучивать то, что с ним происходит, тем самым
возвращая ребёнку его «непереносимые» переживания в доступной для него форме.
Как научиться?
Важно начать с себя, а потом перенести это умение на детей. Этот полезный навык,
умение контейнировать, определяет уровень зрелости человека, уровень развития его
эмоциональной сферы. Не буду лукавить, проще всего это можно сделать в кабинете с
психологом. Так мы получаем нужный опыт, когда наши переживания “выдерживают” и
вместе с нами “перерабатывают”. Но можно начать это делать и в семье!
Вывод прост, слУшать и слЫшать – разные понятия. Первое время придется
прикладывать не мало усилий, бороться с собой. Но результат того стоит. Наградой станет
эмоционально зрелый подросток, а затем счастливый взрослый человек!